Цікава цитата про участь «малоросів» у становленні Росії

Posted on

Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Том 1. Казань, Издание книжного магазина М. А. Голубева, 1914. Сторінки III, VI.

Набрав цитати російською, щоб полегшити роботу пошуковикам .)

Вопрос о культурном влиянии малороссов на великорусское общество в XVII–XVIII ст. не подлежит сомнению. Не спорят и относительно широты и разносторонности этого влияния, о чём ещё в 1871 г. писал П. А. Безсонов: «…Всякий знает, как были они (т. е. малорусские и белорусские воздействия) обильны, сильны и влиятельны, напр. для Великороссии и особенно для Москвы. Пришельцы заняли здесь самые видные и влиятельные места, от иерархов до управлений консисторий, ими устроенных, от воспитателей семьи царской до настоятелей монастырских, до ректоров, префектов и учителей ими же проектированных школ, до кабинетных и типографских учёных, делопроизводителей, дьяков и секретарей. Всё почти подверглось их реформе, по крайности неотразимому влиянию: богословское учение, исправление священного и богослужебного текста, печатание, дела раскола, церковная администрация, проповедь, храмовое, общественное и домашнее пение, ноты, внешность архиерейских домов, образ их жизни, экипажи и упряжь, одежда служителей, напр. певчих, вид и состав школ, предметы и способы учения, содержание библиотек, правописание, выговор речи устной и в чтении (церковное мягкое „г“ вместо твёрдого), общественные игры и зрелища и т. д. и т. д.» (Белорусские песни, пред. IV). К сказанному немного можно прибавить — нужно было бы отметить деятельность малороссов как приходских, придворных, военных и заграничных священников, миссионеров, законоучителей светских школ, «экзаменаторов», переводчиков, иконописцев, граверов…

[…]

Хотя малороссийское племя, как особый этнографический индивидуум, сложилось уже к XIV ст., но до средины XVI ст. говорить о каком бы то ни было церковном влиянии на великороссийское племя не приходится потому, что до того оба эти народа заняты были государственным строительством и отстаиванием своей политической независимости от взаимных посягательств на неё Польши-Литвы и Москвы. А затем до второй половины XVI ст. самая духовная культура ещё не поднялась до той высоты, когда она могла влиять на ниже стоящие народы. Только когда явилась в юго-западной Руси сеть школ и типографий, обнаружилось превосходство юга над севером, а одновременно с этим начавшееся усиленное введение унии и политические репрессии против православных русских в польско-литовском государстве бросили в московские пределы целые ряды церковных деятелей, начавших там культурную работу не только за страх пред польской властью, но и за совесть — по чувству благодарности и любви к приютившему их новому отечеству. Выходы образованных малороссов в Москву, вольные и невольные, начались с второй половины XVI ст., тогда же началать и просветительная, на пользу всего русского народа, деятельность южноруссов и культурные связи их с Москвой. Эти выходы и эта деятельность, совершалась ли она в Москве или в Киеве, продолжались, всё усиливаясь, почти до вступления на престол Екатерины ІІ. Её воцарением и обрываем мы своё исследование. […] С другой стороны, с этого именно времени резко усилилось обратное течение идей и влияний, когда централизованные стремления русского правительства привели к значительному сглажению национальных и религиозных отличий малороссов […] когда в киевской академии и в харьковском коллегиуме введены были великорусский язык, учебники, «красноречие российское» и когда южнорусская интеллигенция начала писать по великорусски, умножив собою ряды деятелей великорусской литературы. Хотя этот порядок вещей был приготовлен в предшествующую эпоху, но он характеризует именно век Екатерины. Вот почему царствование Екатерины ІІ мы считаем поворотной эпохой в истории церковного влияния малороссов на Великороссию и вот почему её воцарением ограничиваем рамки своей работы.

Зверніть увагу, що це чудово узгоджується із свідченнями Сумарокова, і щодо періоду впливу також («Знатнѣйшія наши духовныя были ко стыду нашему только одни Малороссіянцы, почти до временъ владѣющія нами Самодержицы» — більше тут).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.